Правовые аспекты совершенствования системы муниципальных учреждений.

О вопросах реализации муниципалитетами 83-ФЗ.

 

1. Какие органы осуществляют функции и полномочия учредителя муниципальных учреждений?  Являются ли они самостоятельными юридическими лицами?

В соответствии со ст. 9.1 ФЗ «О некоммерческих организациях» функции и полномочия учредителя муниципальных учреждений могут осуществлять только органы местного самоуправления, т.е. органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, структуру которых составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования (ст.ст. 2, 34 ФЗ от 6.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». К сожалению еще бытует практика, когда функции и полномочия учредителя муниципальных учреждений осуществляют отраслевые, а в крупных городах еще и территориальные, структурные подразделения местных администраций. Необходимо подчеркнуть, что такая практика противоречит закону.

Ст.ст. 37, 41 ФЗ от 6.10.2003 №131-ФЗ наделяют местные администрации правами юридического лица и предусматривают возможность наделения правами юридического лица другие органы местного самоуправления.

 

2. Какие органы утверждают уставы муниципальных бюджетных учреждений? Являются ли они самостоятельными юридическими лицами?

Уставы муниципальных бюджетных учреждений утверждаются органами местного самоуправления, осуществляющими функции и полномочия учредителей этих учреждений в порядке, установленном соответствующей местной администрацией (ст. 14 ФЗ «О некоммерческих организациях»). Несмотря на то, что ФЗ от 6.10.2003 №131-ФЗ устанавливает в прямой постановке статус юридического лица только для местных администраций, тем не менее из статьи 41 того же Федерального закона видно, что и другие органы местного самоуправления должны обладать этим статусом, при условии обязательного установления такого статуса для них в соответствующем уставе муниципального образования.

 

3. Нормативный правовой акт, утверждающий порядок определения видов особо ценного движимого имущества, в отношении муниципальных бюджетных учреждений.

Пункт 11 статьи 9.2 ФЗ «О некоммерческих организациях» предусматривает положение в соответствии с которым  порядок отнесения имущества к категории особо ценного движимого имущества устанавливается Правительством Российской Федерации, а  виды такого имущества в отношении муниципальных бюджетных учреждений могут определяться  в порядке, установленном местной администрацией.

Порядок отнесения имущества к категории ОЦДИ установлен Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 N 538 "О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества". Таким образом решение вопроса об определении видов ОЦДИ муниципальных бюджетных учреждений отнесено к компетенции местных администраций, равно как и выбор формы правового акта (постановление, распоряжение и т.п.), которым определяются эти виды. Учитывая, что такой правовой акт все же носит характер нормативного и рассчитан на неопределенный срок применения, предпочтительно выбрать форму постановления.  

 

4. Нормативный правовой акт, утверждающий перечень особо ценного  движимого имущества.

Перечни особо ценного движимого имущества муниципальных бюджетных учреждений определяются соответствующими органами местного самоуправления, осуществляющими функции и полномочия учредителя. Избрание формы правового акта, которым должен утверждаться данный перечень ОЦДИ, зависит от уставных требований и иных муниципальных актов, которыми определяются какими видами муниципальных актов регулируются те или иные вопросы. Это могут быть  постановления администрации, распоряжения и приказы руководителей соответствующих органов местного самоуправления.

 

5. Нормативный правовой акт, утверждающий Перечни недвижимого имущества, закрепленного за муниципальными учреждениями учредителями или приобретенного муниципальными учреждениями за счет средств, выделенных им учредителем на приобретение такого имущества.

См. предыдущий вопрос, но с одним уточнением: в отличие от муниципальных бюджетных учреждений перечни ОЦДИ муниципальных автономных учреждений утверждаются в порядке, установленном местной администрацией (часть 3.1. статьи 3 ФЗ «Об автономных учреждениях»).

6.   Утвержденный базовый перечень муниципальных услуг.

7.   Ведомственный перечень услуг по соответствующему учредителю.

 

8. Ведомственный нормативный правовой акт, утверждающий  порядок определения нормативных затрат на содержание имущества муниципальных учреждений.

Выбор формы муниципального правового акта (постановление, распоряжение, приказ и т.п.), которым утверждается порядок определения нормативных затрат на содержание имущества муниципальных учреждений зависит от того какие виды муниципальных правовых актов предусмотрены Уставом муниципального образования и положениями о конкретных органах местного самоуправления, которые могут осуществлять функции и полномочия учредителя муниципальных учреждений.

Так как указанный порядок должен утверждаться органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, то для местной администрации это может быть и постановление и распоряжение, а если Уставом муниципального образования в качестве органов местного самоуправления определены отраслевые исполнительно-распорядительные органы (образование, культура, финансы и т.п.) то руководителями таких органов может использоваться форма приказа.

 

9. Нормативный правовой акт, утверждающий порядок определения платы за выполненные работы, оказанные услуги для граждан и юридических лиц, относящиеся к основным видам деятельности бюджетного учреждения и предоставляемые бюджетными учреждениями на платной основе.

См. предыдущий пункт. Кроме того, если соответствующим муниципальным правовым актом право утверждать порядок определения платы за выполненные работы, оказанные услуги для граждан и юридических лиц, относящиеся к основным видам деятельности бюджетного учреждения и предоставляемые бюджетными учреждениями на платной основе предоставлено руководителю учреждения, то его утверждение может осуществляться приказом руководителя бюджетного учреждения.

 

10. Ведомственный нормативный правовой акт, утверждающий  порядок составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности муниципальных учреждений.

В соответствии с пунктом 2 Требований к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.07.2010 № 81н муниципальное бюджетное и автономное учреждение, их обособленные (структурные) подразделения без прав юридического лица, осуществляющие полномочия по ведению бухгалтерского учета (далее соответственно - учреждение, подразделение), составляет План в порядке, определенном органом местного самоуправления, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении учреждения  в соответствии с указанными Требованиями.

Орган местного самоуправления, осуществляющий функции и полномочия учредителя, вправе установить особенности составления и утверждения Плана для отдельных учреждений.

Таким образом, выбор формы муниципального правового акта (постановление, распоряжение, приказ и т.п.), которым утверждается указанный порядок зависит от того какие виды муниципальных правовых актов предусмотрены Уставом муниципального образования и положениями о конкретных органах местного самоуправления, которые могут осуществлять функции и полномочия учредителя муниципальных учреждений.

Так как указанный порядок должен утверждаться органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, то для местной администрации это может быть и постановление и распоряжение, а если Уставом муниципального образования в качестве органов местного самоуправления определены отраслевые исполнительно-распорядительные органы (образование, культура, финансы и т.п.) то руководителями таких органов может использоваться форма приказа. 

 

11. Ведомственный нормативный правовой акт, утверждающий  порядок составления и утверждения отчета о результатах деятельности муниципального учреждения и об использовании закрепленного за ним муниципального имущества.

В соответствии с пунктом 2 Общих требований к порядку составления и утверждения отчета о результатах деятельности государственного (муниципального) учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного (муниципального) имущества, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.09.2010 № 114 н отчет муниципального учреждения составляется в соответствии с указанными Общими требованиями в порядке, утвержденном органами местного самоуправления, осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении бюджетных и автономных учреждений, органами местного самоуправления, осуществляющими бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которых находятся казенные учреждения (далее - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя) с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.

Отчет муниципальных автономных учреждений составляется в том числе с учетом требований, установленных Правилами опубликования отчетов о деятельности автономного учреждения и об использовании закрепленного за ним имущества, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2007 г. № 684.

Таким образом, выбор формы муниципального правового акта (постановление, распоряжение, приказ и т.п.), которым утверждается указанный порядок зависит от того какие виды муниципальных правовых актов предусмотрены Уставом муниципального образования и положениями о конкретных органах местного самоуправления, которые могут осуществлять функции и полномочия учредителя муниципальных учреждений.

Так как указанный порядок должен утверждаться органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, то для местной администрации это может быть и постановление и распоряжение, а если Уставом муниципального образования в качестве органов местного самоуправления определены отраслевые исполнительно-распорядительные органы (образование, культура, финансы и т.п.) то руководителями таких органов может использоваться форма приказа. 

 

12. Ведомственный нормативный правовой акт, утверждающий  порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет муниципальных казенных учреждений.

В соответствии с пунктом 2 Общих требований к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений главный распорядитель средств бюджета утверждает порядок составления, утверждения и ведения смет подведомственных учреждений в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе с учетом указанных Общих требований.

Главный распорядитель средств бюджета вправе установить в порядке составления, утверждения и ведения смет подведомственных учреждений особенности для отдельных учреждений и (или) групп учреждений с учетом:

- данных по результатам проверки правильности составления и ведения смет;

- результатов выполнения учреждением сметы за отчетный и (или) текущий финансовый год;

- данных о соблюдении учреждением бюджетного законодательства Российской Федерации по результатам проведения контрольных мероприятий, в том числе внутреннего финансового контроля организации бюджетного учета и отчетности учреждения.

Порядок составления, утверждения и ведения смет учреждений принимается в форме единого документа и утверждается в форме приказа руководителя ГРБС (в том случае, если главным распорядителем средств бюджета является местная администрация или иной орган местного самоуправления, то допустимо утверждение указанного порядка в форме постановления или распоряжения).

Известно определенное противоречие между статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, которая в качестве ГРБС наряду с органами местного самоуправления указывает и органы местной администрации (отраслевые структурные и территориальные) и пунктом 3 статьи 9.1. Федерального закона «О некоммерческих организациях», которая  предоставляет право осуществлять функции и полномочия учредителя муниципальных учреждений только органам местного самоуправления. К сожалению, в настоящее время это противоречие не устранено, а по правилам о конкуренции правовых норм приоритет имеет норма Бюджетного кодекса, как специальная норма, регулирующая бюджетный правоотношения.

13. Утвержденные сводные бюджетные росписи по соответствующему главному распорядителю и учреждению (с указанием полной бюджетной классификации: раздел, подраздел, целевая статья, вид расходов, экономическая статья);

15. Утвержденный план финансово-хозяйственной деятельности  конкретного учреждения;

16. Утвержденный отчет об итогах финансово-хозяйственной деятельности конкретного учреждения,

17.     Каким образом отслеживается целевое использование средств межбюджетных трансфертов, полученных муниципалитетом из вышестоящих  уровней бюджетов и затем включенных в субсидии автономным и бюджетным учреждениям. Какая бюджетная классификация используется?

 

Исполнение функций органов местного самоуправления юридическими лицами различной организационно-правовой формы, не входящими в систему органов местного самоуправления. (Учреждения по обеспечению хозяйственного обслуживания органов управления, по размещению заказов для муниципальных заказчиков, по использованию муниципального имущества). Необходимые нормативные акты для передачи функций органов местного самоуправления хозяйствующим структурам и учреждениям.

Исполнение функций органов местного самоуправления не передаются указанным организациям, они в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» создаются органами местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения поселений, муниципальных районов и городских округов. Функции данных учреждений конкретизируются в их Уставах.

       Совершенствование муниципального финансового контроля за деятельностью бюджетных, автономных и казенных учреждений.

О мерах  принуждения за нарушение бюджетного законодательства в части несоблюдения норматива финансовых затрат на оказание муниципальных услуг автономными и бюджетными муниципальными учреждениями, а также по порядку осуществления муниципального финансового контроля над исполнением муниципального задания бюджетными и автономными учреждениями.

 

О возможности открытия счета финансовому органу для учета операций со средствами, поступающими муниципальным бюджетным и автономным учреждениям в кредитных организациях или в органах Федерального казначейства, при отсутствии на территории муниципального района учреждения ЦБ РФ.

В случае отсутствия учреждений Центрального банка Российской Федерации на территории муниципального района, городского округа либо внутригородской территории города федерального значения счета для учета операций со средствами, поступающими муниципальным бюджетным учреждениям, а также в случаях заключения местной администрацией соглашения с территориальным органом Федерального казначейства, открываются и ведутся территориальным органами Федерального казначейства в порядке, установленном Федеральным казначейством (пункт 12 статьи 30 ФЗ от 8.05.2010 № 83-ФЗ).

Это же положение распространяется на открытие и обслуживание счетов муниципальных автономных учреждений в случаях, если органом местного самоуправления, осуществляющим функции и полномочия учредителя МАУ, заключается соглашение с территориальным органом Федерального казначейства (часть 3.1. статьи 2 ФЗ «Об автономных учреждениях»).

При этом для осуществления функций по обеспечению наличными деньгами бюджетных учреждений (их обособленных подразделений) и по взносу ими наличных денежных средств территориальные органы Федерального казначейства, финансовые органы муниципальных образований в случае отсутствия учреждений Центрального банка Российской Федерации или невозможности выполнения ими указанных функций на территории муниципального района, городского округа либо внутригородской территории города федерального значения открывают счета в кредитных организациях (пункт 13 статьи 30 ФЗ от 8.05.2010 № 83-ФЗ).

Указанные счета обслуживаются учреждениями Центрального банка Российской Федерации и кредитными организациями без взимания платы (пункт 14 статьи 30 ФЗ от 8.05.2010 № 83-ФЗ).

При перепечатке материала ссылка на сайт www.smo-volgograd.ru обязательна.