ТИТОВ Л.А. - председатель Комитета по организации государственной власти и местному самоуправлению Волгоградской областной Думы

 

Добрый день, уважаемые друзья!

 

Свое выступление начну с того, что мы все и в целом страна наша Россия ищет ответ на один единственный вопрос. Помните, как наш классик сформулировал. Как нам обустроить Россию? Как сделать так, чтобы от столицы Москвы до самых глубинок России люди жилось лучше, хорошо. Тем более, что проблем за последние десятилетия накопилось колоссальное количество. Страна обветшала, скатилась в разряд "развивающихся". Мы все знаем, что произошло с нашей страной.

Федеральный законодатель, на мой взгляд, попытался ответить на этот вопрос приняв 131 закон. Стартовала реформа местного самоуправления в России. И, собственно, эта же задача реализации этого закона стояла и перед нами – исполнительной и законодательной властями Волгоградской области.

Так же, как во всей стране, но мы, правда, были одни из первых, мы приступили к ее реализации с того, что одномоментно было принято почти 500 вновь образованных муниципальных образований Волгоградской области. У них появились свое имущество, свои бюджеты, свои обязанности по выполнению вопросов местного значения.

Помните фильм "А зори здесь тихие", бои местного значения, без особых перемен, только идут бои местного значения. Это и есть, как нам обустроить нашу жизнь в каждом населенном пункте, в каждом муниципальном образовании. Как сделать ее лучше. Так вот, в Волгоградской области законодатель стал искать пути, как дать возможность реализовать органам самоуправления решения этих задач.

Первое, что мы сделали, кстати, одни из многих в стране, мы установили стройную систему через бюджет, реализации тех полномочий, которые легли на органы самоуправления.

В бюджете Волгоградской области с 2006 года действует фонд софинансирования, фонд компенсаций, принята методика межбюджетных отношений. В которых каждый год, утверждая бюджет, мы утверждаем бюджеты всех поселений. Через эту методику, каждое поселение видит, сколько денег оно получит, при этом действует норма закона, что их бюджетные ассигнования должны быть не меньше, чем в прошлом году. То есть, каждый год мы наращиваем деньги, которые получают наши муниципальные образования и в бюджете эта норма закреплена.

Но жизнь нам показала, что этих денег исходя из возможности субъектов федерации крайне мало. Собственно, вы все являетесь свидетелями этому, наверняка, и у вас одинаковые вместе с нами проблемы. Мы сразу почувствовали гнет контролирующих, правоохранительных органов, которые стали и "в хвост и в гриву" глав поселений, глав муниципальных образований районов, городов понуждать к исполнению тех функций решения вопросов местного значения, на которые реально, просто, не хватает денег. По разным оценкам, которые звучат из, условно говоря, 24 полномочий хватает выполнение, от 4 до 8, в разных муниципальных образованиях, где-то больше, где-то меньше, но денег явно не хватает. Тришкин кафтан.

Нас стали понуждать к тому, чтобы эти вопросы решать. При условии нехватки денег, вот тогда мы первый раз обратили пристальное внимание, это было в 2006 году на норму закона о создании территориальном общественного самоуправления.

Опять, как всегда, когда не хватает денег, мы, собственно говоря, обращаемся к людям: "Денег не хватает, давайте используем вашу инициативу, ваше желание жить лучше". И хорошо как-то это совместить.

В законе, я взял с собой норму, это звучит так: "Территориальная общественность самоуправления, это самоорганизация граждан по месту их жительства для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения".

Здесь мы опять приходим к вопросам местного значения к вопросам обустройства нашей жизни. И тогда, в 2006 году стала развиваться эта форма территориального общественного самоуправления. А коль она стала развиваться, областной законодатель и исполнительная власть стали искать возможности финансирования деятельности ТОСов. Вот тогда мы пришли к пониманию, что надо дополнительно в бюджете найти возможность решать эти вопросы местного значения через институт территориального общественного самоуправления. И появилась тогда впервые в бюджете области, с 2006 года мы каждый год это норму продливаем, появились конкурсы, первая форма поддержки ТОСов, у нас, собственно, есть место и сейчас, это через конкурсы. Вы, наверное, знаете, но я их вам назову: "Лучший ТОС", "Образцовое территориальное общественное самоуправление", "Лидер территориального общественного самоуправления". В этих номинациях стали проводиться конкурсы.

Областной бюджет на эти средства закладывает, в этом году                 238 млнублей, вы слышали эту цифру, которые идут на решение вопросов местного значения в том числе.

И третий источник, который был найден в результате проб, ошибок. Это использование депутатских наказов. Каждый депутат Волгоградской областной Думы имеет возможность 3,5 миллиона исполнить наказов избирателей. Так вот, всю эту сумму – 140 миллионов по году, "львиная часть" этих средств идет, в том числе, и по наказам ТОСов, по наказам поселения на решение вопросов местного значения. Почему мы так пошли, тремя составляющими? Почему все деньги не закладываем в бюджет и не отдаем в бюджет? Потому, что в любом случае мы считаем, что ТОСы, люди на местах, люди инициативные, люди не равнодушные увидят, как эти деньги лучшим образом потратить и через депутатов этот механизм может быть реализован.

Вот таким образом три источника, когда областной бюджет поддерживает реализацию вопросов местного назначения. Бюджет, собственно сам по себе, конкурсы "Лучшие ТОСы" и "Лучшие администрации", которые проводятся в сумме 238 млнублей                          и 140 млн.рублей – это наказы Волгоградской областной Думы.

Мы сегодня слышали оценку губернатора, оценку Виктора Алексеевича Зубкова и собственно, намерения наши – эту работу наращивать и увеличивать. Вы слышали, что с 238 млнублей, губернатор заявил, что в бюджете 2012 года эта сумма увеличится до 400 млн.рублей. Чтобы вовлечь как можно больше активного населения в эту работу и решать благоустройства нашей страны, нашей области.

Надо сказать, что за эти годы 1900 ТОСов у нас действует на территории Волгоградской области. Чуть больше 1000, со статусом юридического лица. И охватывают они, сегодня эту цифру называл Зубков Виктор Алексеевич, миллион  жителей Волгоградской области.

Здесь появляется политический аспект работы с ТОСами, которые не могу не освятить. Это миллион наиболее активных жителей Волгоградской области. Здесь появляется такое слово как "избиратель". В этот процесс, безусловно, вовлекаются партии в борьбе за избирателя они выходят на то, что необходимо взаимодействовать, бороться за влияния с ТОС. Последний неоднозначный подход, вот у нас в областной  Думе 4 фракции существует, 4 партии, представлены они по аналогии с федеральными, то есть, есть "Коммунистическая партия", "Единая Россия", которую я сегодня имею честь представлять. При чем подавляющее большинство, у нас из 38 депутатов – 27 фракция "Единая Россия". Есть "Справедливая Россия", представители есть "Либерально-демократической партии".

Так вот, ежегодно принимая закон о бюджете, наши коллеги оппоненты, руководствуясь своими политическими интересами, не голосуют за бюджет. Но не голосуют за бюджет, в том числе они не голосуют за поддержку территориального общественного самоуправления. Но, не голосуя за бюджет, они потом очень активно начинают все равно работать с ТОСами, потому что в любом случае наказы, другие элементы  и самое главное, выход на избирателя через ТОСы, переоценить просто невозможно. Поэтому каждая партия заинтересована в том, чтобы с ТОСами проводить работу. Еще раз повторюсь, это наши избиратели, 1,5 миллиона жителей Волгоградской области, миллион избирателей. Это как раз возраст избирательный, те, кто имеет право участвовать в избирательном процессе. Здесь, кто думает о выборах, о будущем, особенно это касается политических партий, конечно, безусловно, не могут остаться в стороне.

Вот, собственно то, что я хотел сказать. Для нас не существует вопроса, нужно ли это или нет? Еще раз повторюсь, мы своими делами с 2006 года принимая бюджет, принимая другие законы, всячески поддерживаем территориальное общественное самоуправление и будем этой работой заниматься дальше. Остальным коллегам из других регионов Российской Федерации я всячески рекомендую эту форму реализовать            у себя и к вопросу местного значения еще приплюсовать те политические выгоды и дивиденды, которые могут получить партийные организации ваши, работая с органами самоуправления на местах.

У меня все, Олег Владимирович. Спасибо вам большое за внимание.