МАРОСЕЕВ И.П. - начальник Управления по организационной работе и связям с общественными объединениями Администрации города Ростова-на-Дону

 

Уважаемый президиум, уважаемые участники семинара

 

Прежде всего, разрешите выполнить поручение сообщества организаций территориального общественного самоуправления города воинской славы Ростова-на-Дону и передать самые теплые слова приветствия и добрые пожелания сообществу ТОСов города-героя Волгограда, всем ТОСам Волгоградской области, всем участникам семинара.

Мы знали о хорошем опыте осуществления ТОС в Волгограде и Волгоградской области и еще лучше с ним ознакомились в ходе данного семинара. Со своей стороны в своем выступлении я постараюсь обобщенно представить развитие ТОС в нашем городе.

Всего в Ростове-на-Дону действует более тысячи мелких ТОСов, начиная от домовых уличных комитетов и советов, до комитетов и советов жилищных микрорайонов. 4 ТОСа территориально охватывают весь город.

Где-то 104 у нас по большим массивам микрорайонов эти 104 ТОСа охватывают почти весь город.

Внутри каждого жилого массива у нас налажено взаимодействие домовых и уличных комитетов.

Как правило, руководители этих ТОС приглашаются на регла-ментные планерные совещания в администрации районов, с ними регулярно встречается глава администрации. Они обязательно принимают участие              в различных мероприятиях, в частности, во встречах информационных групп Администрации города (их у нас 8 по различным отраслям).

Очень важным и обязательным условием формирования титульного списка благоустроительных и ремонтных работ в каждом районе города является учет предложений, направляемых руководителями ТОСов                         в установленном порядке.

Внутри каждого жилого массива у нас налажено взаимодействие домовых и уличных комитетов, с комитетами и советами микрорайонов, руководителей органов более мелких территорий, как правило, входит                в состав выборных органов микрорайонов. В свою очередь органы ТОС микрорайонов системно взаимодействуют с соответствующими администрациями районов (у нас в городе 8 районов, являющихся территориальными подразделениями единого городского муниципального образования). В среднем в одном районе 12–13 образований ТОС, созданных на  территориях микрорайонов.

Как правило, руководители этих ТОС приглашаются на регламентные планерные совещания в администрации районов, с ними регулярно встречается глава администрации. Они обязательно принимают участие в различных мероприятиях, в частности, во встречах информационных групп Администрации города (их у нас 8 по различным отраслям).

Очень важным и обязательным условием формирования титульного списка благоустроительных и ремонтных работ в каждом районе города является учет предложений, направляемых руководителями ТОСов                    в установленном порядке.

Вопросы взаимодействия с ТОСами решаются у нас системно                    и в соответствии с разработанными регламентами. Хочу, кстати, отметить, что в целом деятельность администрации города прошла сертификацию            на соответствие международным стандартам.

Что касается вопросов обмена опытом деятельности ТОСов, то этот вопрос у нас решен следующим образом. В октябре 2009 года был преобразован действовавший еще с марта 209 года Консультативный Совет общественных объединений и органов местного самоуправления.

В нем была создана новая структура – 7 палат, одной из которых стала Палата организаций территориального общественного само-управления. Номинально в нее вошли все 104 комитета ТОС, но для того, чтобы работа шла более организованно и проще было собираться Палате, решили, что каждый район на 2 года будет делегировать в Палату по 2 комитета, а затем путем ротации они будут меняться.

Чем занимается Палата? Во-первых, организует различные городские мероприятия. Например, по инициативе Палаты 2011 год объявлен в городском сообществе "Годом заботы о чистоте в городе". Был сформирован план совместных мероприятий органов территориального общественного самоуправления и органов местного самоуправления города в этом направлении, проводятся субботники, совместные рейды по мониторингу состояния улиц и внутридворовых территорий.

Уже есть конкретные результаты по ликвидации незаконных свалок мусора, привлечению виновных к ответственности. Но самое главное                  на своих заседаниях члены Палаты, обсуждая ключевые вопросы,                     еще и делятся опытом.

В то же время для выявления такого опыта у нас в городе уже 3-й год проводится конкурс на Лучшее территориальное общественное самоуправление в 4-х номинациях: первая – по привлечению жителей                к благоустройству и обеспечению чистоты; вторая – по привлечению            к участию в культурно-массовых спортивных мероприятиях; третья –                       по привлечению к участию по проведению мероприятий                                    по предупреждению правонарушений общественного порядка, воспитанию детей-подростков и четвертая – по привлечению жителей к участию               в мероприятиях по оказанию помощи людям, нуждающимся в ней.             Как правило, итоги конкурса проводятся в торжественной обстановке.    Мэр вручает дипломы и премии победителям, а затем, это стало новой традицией, завершает это мероприятие концерт силами самодеятельности ТОСов.

Далее победители на ближайшем заседании Палаты выступают                     с информацией о своем опыте.

За неимением времени я не могу остановиться на других формах работы, но у нас есть интересные инициативные мероприятия, которые проводятся самими ТОСами.

Кстати, встречаются очень интересные новые формы работы. Например, по инициативе комитета ТОСа № 4 Советского района был организован и проведен конкурс среди дворников, обслуживающих территорию ТОС. Сами жильцы определили условия этого конкурса, сами готовят дипломы подарки. Это стало стимулом для дворников                             и, в конечном итоге, сыграло свою положительную роль в улучшении санитарного состояния территории.

По результатам заседания Палаты был подготовлен материал для руководителей ТОС, объединивший лучшие практики деятельности территориального общественного самоуправления по направлениям, соответствующим номинациям конкурса.

Как показал опыт, проведение конкурса послужило развитию новых направлений деятельности ТОС. Если раньше органы ТОС вели,                         в основном, работу по участию населения в благоустройстве территории, то в последние годы их деятельность также направлена на оказание помощи людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, участие населения                 в культурно-массовых и патриотических мероприятиях, привлечение жителей к охране правопорядка.

В целях поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций города, которыми также являются организации ТОС, постановлением Администрации города утверждена соответствующая ведомственная городская Программа на период 2012–2014 годов.

Программой предусмотрены такие формы оказания поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям на получение муниципальных субсидий от муниципального образования "Город Ростов-на-Дону".

Есть у нас всего одна проблема, которая несколько сдерживает развитие, это общественная организация, не все активисты ТОСов хотят брать статус юридического лица. Есть и такие, которым это сложно,                   в силу определенных обстоятельств, мы не можем здесь нажимать.                  Но, тем не менее, в этом вопросе мы работаем. К нам дело доходило,             что даже конкурс по благоустройству, где мэром предлагалось                          до миллиона рублей выделять, но если статуса нет. У нас статус юридического лица имеют примерно 40 процентов наших ТОСов.             Это несколько сдерживает, но в тоже время мы стараемся помогать активу, осваивать все новые технологии, поиски инициативных людей, которые могли бы им помогать.

В заключение я хочу выразить благодарность организаторам данного мероприятия за хорошую возможность узнать новое и обменяться опытом. Спасибо за внимание.