РОГОЗИНА Л.Г. - главный специалист фонда «Институт экономики города», член Европейского клуба экспертов по местному самоуправлению

 

Уважаемые Коллеги, я очень жалею, что осталось очень немного времени и я завершаю это выступление сегодняшнего пленарного заседания. Потому что у меня есть несколько сомнений по поводу развития местного самоуправления и ТОСов, я ими поделюсь, потому что есть конкретные предложения.

Во-первых, я хочу сказать, что не все в нашем Датском Королевстве, в развитии местного самоуправления и ТОСовского движения гладко, как кажется и хочется, потому что мы сегодня увидели лучший опыт. У вас на картинке сейчас выведены те регионы, где ТОСовское движение активно развивается. Волгоградская область, вы видите, уже действительно почти 2000, на других территориях ТОС развивается не так активно и почему? Потому что это движение требует серьезного воспитания и поддержки.

Я должна сказать, что, к сожалению, здесь есть определенные перегибы. Сегодня уже говорилось, что местное самоуправление и ТОСовское движение, фактически является политической площадкой и тесного вовлечения власти в эту работу. Я должна сказать, что это может быть и правильный момент, но Вы посмотрите как реагирует население на нашу активность вот такого рода. У меня нет времени сейчас рассказывать все то, что я хотела.

Я единственный слайд покажу. 80 процентов населения сегодня убеждены, что местные власти мало интересуются мнением населения, а 54 процента считают, что вертикаль власти усилилась и на местном уровне. И вот результат того, как население реагирует на нашу всю политическую активность. Как видите, я специально посчитала по сайтам Избиркома, как население прореагировало на участие в местных выборах в крупных, мелких и средних городах. Если в выборах в федеральные органы власти население по-прежнему активно, проиграли больше всего малые и средние города, и даже крупные города. То есть снижение активности населения идет. Это неспроста.

Мы эксперты опасаемся, что активное участие власти в ТОСовском движении приводит  к его трансформации. Везде, где власть пытается вмешаться в гражданские инициативы, у нас получается выхолащивание этих институтов. Именно поэтому я с осторожностью отнеслась к тому, что ТОСы сейчас активно участвуют в духовно-нравственном воспитании. Я приняла участие в круглом столе и результаты участия я сейчас представляю.

 Вы знаете, то что я вчера увидела меня примирило с волгоградским опытом, примирило в какой части. Фроловский глава нашел ту изюминку, которая правильно расставляет акценты в развитии гражданских инициатив. ТОС –это развитие территориальной активности для того, чтобы благоустроить жизнь человека. Причем здесь какая-то политическая активность. Человеку просто надо реально комфортно жить, безопасно, удобно, красиво на своей территории. Фроловский глава вместе со своими инициативными людьми нашел ту изюминку, это воспитание гражданина через место, через любовь к своему городу, к своему ТОСу. Духовно-нравственное воспитание у него, не как лозунг.

Они пытаются воспитать именно чувство любви к территории и через это развивают гражданские институты. Это хороший подход. И можно говорить о духовно-нравственном воспитании через гражданскую активность.

Второй положительный момент, который я увидела в работе этих ТОСов это то, что депутаты не являются конкурентами. А депутаты работают активно с ТОСами, они в паре, руководитель ТОСа и депутат в паре проходят, руководитель ТОСа и депутат, вместе проходят площадку и вместе решают все проблемы. Это очень ценный опыт других городах наоборот, депутаты очень ревностно относятся к своим обязанностям и ТОсам много не позволяют.

И еще важный момент, который необходимо отметить, это то, что во Фролово. Что такое ТОС, это прежде всего лидер, которых найти очень сложно для развития местного сообщества и развития гражданских инициатив, поэтому все наперечет. Это зернышки, звездочки, зарекомендовали себя в домкомах, в уличных комитетах, то есть там, где уже есть некоторый опыт. И на этот опыт они опирались.

Предложения, которые я бы хотела озвучить в части развития ТОСов, это оценить опыт Фроловского городского округа, именно взгляд этого муниципального образования на развитие гражданской активности и духовно-нравственное воспитание, оценить как положительный и рекомендовать в лучшую практику муниципального управления.

Второе – обратить внимание органов местного самоуправления и органов государственной власти не доускать вовлечения ТОСов в политические движения, потому что это не соответствует идеологии этого института. ТОСы формируются, на территории ТОСов живут люди с разными политическими убеждениями. ТОСы поэтому должны заниматься благоустройством своей территории и духовно-нравственным воспитанием, но не политическим.

Прошу обратить внимание законодателей, которые здесь присутствуют сегодня на возникающие трудности по разграничению на практике компетенции ТОС, ТСЖ и формируемого сегодня института старших по дому в сфере управления ремонтом, жилищного фонда, благоустройством преддомовой территории и контролем за содержанием жилья. Здесь есть противоречие 131 закона и Жилищного кодекса. Поэтому это нужно разграничивать, а это обращение к нашим законодателям.

Спасибо большое за внимание.