КИРИЧУК С.М. – Председатель Комитета по местному самоуправлению Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Президент Общероссийского Конгресса муниципальных образований

 

Хочу выразить благодарность руководителям, организаторам за то, что у нас представителей Федерального Собрания, мой коллега здесь Михаил Константинович Банщиков, который будет тоже выступать, есть возможность поделиться проблемами, перспективами развития гражданского общества в нашей стране.

Сам факт, что все это наше мероприятие ведет Олег Владимирович Керсанов, руководитель ассоциации Совета муниципальных образований Волгоградской области, уже говорит о том, что нам очень приятно быть здесь. Я второй год здесь и второй год получаю необходимую порцию энергию, что нельзя останавливаться перед теми трудностями, которые так или иначе где-то ты видишь и понимаешь.

У меня есть приветствие от Министерства регионального развития Российской Федерации нашему форуму. Заместитель Министра Роман Юрьевич Панов подписал приглашение участникам, организаторам и гостям II Всероссийского семинара по проблемам развития территориального общественного самоуправления. Я  его не буду зачитывать, а передам в президиум.

Хочу сказать, что Министерство регионального развития не только приветствует организаторов, но и обещает взаимовыгодное сотрудничество во благо достижения той цели, которая декларирована в сегодняшнем семинаре на пути гражданскому обществу в реальность и будущее. Заместитель Министра выражает уверенность, что этот семинар даст новый импульс по привлечению жителей и граждан России к решению вопросов местного значения и реформированию гражданского общества. Это наш с вами соратник по становлению и развитию института местного самоуправления.

Два-три слова хотел бы вам сказать по поводу вопросов, которые сегодня достаточно актуальны. Все вы помните недавно состоявшийся Санкт-Петербургский экономический форум, где наш Президент Дмитрий Анатольевич Медведев объявил о новых подходах в государственном управлении, по децентрализации власти, где было четко и ясно сказано о том, что нельзя всеми процессами нашей жизни, жизнью обустройства, жизнью деятельности управлять из столицы.

Речь идет о распределении полномочий не с точки зрения, мы будем говорить так, ТОС брать и управлять оттуда, а с точки зрения найти тот уровень власти для того полномочия, которое бы выполнялось наиболее эффективно, если это государственная власть федеральная, то это у них. Разграничение такое началось.

Наряду с его заявлением, появился указ Президента, где образованы 2 рабочие группы. Одину комиссию возглавляет один вице-премьер, другую – другой. Дмитрий Николаевич Козак по организационно-правовым вопросам и по бюджетным отношениям и финансовому обеспечению этих полномочий – Александр Геннадьевич Хлопонин. Эти группы заседают и совместно, и отдельно. Эти группы слушают экспертов, эти группы приглашают Министров и их представителей на всевозможные беседы, где идет очень сложный, но крайне необходимый разговор о том, кто чем должен заниматься.

И когда сегодня я услышал из выступления Нины Федоровны Дерябиной о том, что 131 Федеральный закон необходимо исправлять, уточнять его отдельные положения, это наверное правильно. Думаю, что Олег Владимирович Керсанов со своей командой сумеет обобщить все предложения от муниципальных образований региона и передать их в Государственную Думу, в Совет Федерации, в Правительство через Министерство регионального развития.

Мы должны больше доверять руководителям муниципальных образований. Мы, федеральные и муниципальные органы власти  должны больше взаимодействовать, мы должны больше сотрудничать – все уровни власти.

Очень важной является работа территориальных органов федеральной власти, которые работают на региональных территориях. Таких у нас достаточно много. На территории Российской Федерации всего функционирует 71 федеральный территориальный орган исполнительной власти. Работают они во всех субъектах Российской Федерации, но эффективность работы отдельных из них желает быть лучше.

То есть из 71 федерального органа власти, 43 органа - которые не общаются или в какой-то особой форме общаются с губернатором, с законодательным собранием, с заместителями губернатора, с муниципалитетами. Сегодня идет речь об их резком сокращении, о передаче этих функций высшим должностным лицам территорий. То есть сегодняшняя, будем говорить так, конфигурация наделение властными полномочиями губернаторов Российской Федерации, прямая их зависимость от избранного органа законодательного собрания и Президента Российской Федерации позволяет многие федеральные функции выполнять под координацией, под контролем или под прямым выполнением исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Вот эти вещи рассматриваются очень и очень серьезно.

Сегодня рассматривается одно из актуальных направлений которое связано с взаимоотношением органов самоуправления и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Ни для кого не секрет, что это зачастую бывают антагонистические органы, губернаторы все считают, что они знают, какой краской и как красить забор лучше, чем любой мэр. Они почему-то так считают, так это принято практически везде.

Раньше, это 10 лет назад выражалось в разных телевизионных и газетных публикациях в определенной борьбе в СМИ, а сейчас это в "тихушку", где-то так-то "подковерно" ненавидят друг друга все, особенно в административном центре и областная власть.

То же самое проходит и в муниципалитетах, борьба муниципального района и главы поселения, входящее в состав района. Мало какой начальник района способен признать, что его главная задача организовать, создать наиболее лучшие условия для жизни населения, а не раздавать какие-то задания тем главам поселения. Это очень сложно, это невозможно признать, когда ты достаточно длительное время работаешь. Надо перестаиваться, надо все больше и больше включать население в ту жизнь, которая есть.

В этой связи по предложению Дмитрия Николаевича Козака предполагается еще более усилить роль совета муниципальных образований, как площадку для диалога между органами государственной власти и органами самоуправления. Ведь по большому счету те люди, которые прочитали, чем занимается совет муниципальных образований, чем он должен заниматься, а это в основном специалисты, как областных властей, так и местных властей.

Роль совета муниципальных образований, в том числе и через изменения в законодательстве, вплоть до наделения их законодательной инициативой в областных парламентах, она будет рассматриваться как возможность повышения площадки для диалога. Федеральная власть считает, что огромное количество вопросов, в том числе и уменьшение дотационности бюджетов должно решаться в субъекте Российской Федерации.

Новое перераспределение властных полномочий, о чем напомнила Нина Федоровна Дерябина, будет касаться прежде всего того, чтобы найти возможность убрать этот антагонистический настрой между разными уровнями власти и оставить одну цель. Так, сегодня главная цель, это, все-таки, оказание услуг населению, улучшение жизни населения на любой территории: в подъезде дома, на улице, в поселочке, в районе, в большом городе и так далее. На это должны быть направлены все усилия государства.

Я очень сегодня обрадовался когда услышал цифру 400 миллионов рублей которую Администрация Волгоградской области планирует выделить на поддержку тосовского движения в регионе, о дальнейших перспективах которого рассказал губернатор Анатолий Григорьевич Бровко.

Я вижу, что созданная система территориального общественного самоуправления которую Вы создали у себя в регионе живая, она теперь уже сама заставляет областную власть реагировать на свое развитие и конечно же это необходимо беречь.

Всем огромное спасибо за участие. Спасибо.