БАНЩИКОВ М.К. – Депутат Государственной Думы РФ, член Комитета по местному самоуправлению Государственной Думы

 

Уважаемый Анатолий Григорьевич, уважаемые участники Всероссийского семинара по проблемам и перспективам развития территориального общественного самоуправления!

Мне особо приятно находиться у вас, в вашей среде, поскольку я, как и вы, был инициатором и более 20 лет у себя на родине создал первый ТОС, мы его назвали КТОС (Комитет территориального общественного самоуправления), который шел немножко впереди даже законодательства, даже местного. Потом мы у себя городским Советом приняли соответствующее решение и узаконились. Поэтому я себя здесь чувствую комфортно, удобно и приятно. Но у меня все же есть 2 поручения.

Первое. У меня приветствие участникам II Всероссийского семинара по проблемам и перспективам развития территориального общественного самоуправления в Волгограде от нашего председателя Комитета Государственной Думы по вопросам местного самоуправления Тимченко Вячеслава Степановича, и разрешите, я его зачитаю:

"От имени Комитета Государственной Думы по вопросам местного самоуправления приветствую участников II Всероссийского семинара по проблемам и перспективам развития территориального общественного самоуправления. Сегодня мы можем констатировать, что институт местного самоуправления в России в основном сложился. При этом Комитетом Государственной Думы по вопросам местного самоуправления Государственной Думы в целом и другими органами государственной власти, проводится большая работа по дальнейшему развитию российской системы местного самоуправления, в том числе по улучшению законодательства в этой сфере. Подтверждение чему является доработка и усовершенствование Федерального закона об общих принципах местного самоуправления Российской Федерации и других федеральных законов.

Профессиональное сообщество II Всероссийского семинара по проблемам и перспективам развития территориального общественного самоуправления вносит свой весомый вклад в становление и развитие важнейшего института местной демократии.

Мнение ученых, экспертов, практиков и других специалистов в этой области, их теоретические и практические разработки востребованы всеми  органами власти как государственной, так и местной. Поэтому благодарю вас за оказанное содействие и надеюсь, что ваш семинар и в дальнейшем будет успешно решать поставленные задачи научного, методического, кадрового сопровождения развития территориального общественного самоуправления".

Председатель В.С. Тимченко.

 

И второе поручение, это, разумеется, чтобы два раза не выходить сюда, я в виде приветствия, может, в виде выступления, остановлюсь.

Решение целого ряда проблем, связанных с привлечением населения к участию в местном самоуправлении, зависит от органов местного самоуправления, которые призваны разработать формы наиболее эффективного сотрудничества с населением муниципального образования.

Местное самоуправление – важнейший институт, одновременно соединяющий в себе функции публичной власти и института гражданского общества. Это пересечение происходит именно в организациях территориального общественного самоуправления.

Развитие ТОС для нас чрезвычайно важно, как легальный механизм вовлечения граждан в решение публичных дел по месту своего проживания. Поэтому одной из комиссий, созданных при Совете при Председателе Государственной Думы по вопросам местного самоуправления, стала комиссия по развитию ТОС и местных сообществ. 131 Федеральный закон дал новый толчок развитию ТОСа. Об этом выделена даже целая 5 глава, которая так и называется "Формы непосредственного осуществления населения местного самоуправления и участие населения в осуществлении местного самоуправления".

Появилось много примеров хорошей практики организации и деятельности территориального общественного самоуправления.

Однако существует и немало препятствий. Территориальное общественное самоуправление развивается неравномерно. И необходимо понять, почему в одних субъектах хорошо, а в других – нет, в одних муниципальных образованиях хорошо, в других – нет. Где здесь субъективные факторы, а где объективные сложности, в том числе и нормативно-правового регулирования.

Вот только некоторые проблемы организационно-правового плана в сфере территориального общественного самоуправления:

1. Нестыковки между законом о местном самоуправлении и федеральным законом о некоммерческих организациях НКО. Например, при соотношении состава учредителей юридического лица и количества граждан, принимающих решение о создании ТОС. Сегодня регистрирующие органы требуют, чтобы все, кто принимал участие в собрании или конференции, были отнесены к составу учредителей ТОС как юридического лица, а это могут быть сотни людей. Это влечет за собой целый ряд проблем.

2. Правовая основа ТОС не включает на сегодняшний день регионального регулирования. В этой связи преобладающее большинство субъектов Российской Федерации признали свои законы о ТОС утратившими силу. Таким образом, становление ТОС стало исключительно «внутренним делом» органов местного самоуправления. Отсюда должно быть особое внимание к подготовке, утверждению и применению муниципальных нормативных правовых актов о ТОСах.

Неоднозначность толкования правоприменителями норм существующего законодательства затрудняет развитие института ТОС.          И эти проблемы необходимо решать.

Уважаемые коллеги, к сожалению, существуют и другие факторы, препятствующие развитию территориального общественного самоуправления. Это, прежде всего, низкий уровень вовлеченности населения в местное самоуправление, его слабая информированность               о сути и задачах ТОС.

Немаловажной проблемой является отсутствие широкой практики формирования ассоциаций территориального общественного самоуправления. Именно эти структуры должны представлять интересы ТОС в муниципалитетах, аккумулировать и обрабатывать информацию, формировать обратную связь, распространять эффективный опыт                    и координировать их деятельность.

Существуют и другие проблемы требующие внимания.

Уважаемые коллеги!

Обозначенный круг вопросов и проблем необходимо решать комплексно, объединив усилия всех уровней публичной власти и общественных организаций.

В том числе целесообразно наладить системную работу по популяризации лучших практик путем проведения в муниципалитетах специальных семинаров, тренингов, стимулирующих появление групп активистов. В рамках этих мероприятий, возможно, следует провести массовое обучение должностных лиц местного самоуправления формам           и методам взаимодействия с муниципальной общественностью.

Кроме того, должна быть создана сеть современных интерактивных интернет-порталов, аккумулирующих наиболее полезную и актуальную информацию об общественном самоуправлении.

Еще одним немаловажным фактором, способным стимулировать рост гражданской активности в муниципальных образованиях, может стать регулярный мониторинг развития гражданского общества в муниципальных образованиях каждого региона с последующим составлением рейтингов.

В связи с этим следует рассмотреть вопрос о необходимости включения в перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, пункта о наличии организаций ТОСов. Наверное, эта норма будет самая правильная.

Формирование региональных целевых программ развития институтов, участие населения в местном самоуправлении и, прежде всего, в территориальном общественном самоуправлении, должно стать дополнительным фактором поддержки гражданских инициатив. Такие программы могут стать основой для работы органов местного самоуправления по оказанию помощи в становлении органов ТОС. Что,            в конечном счете, приведет к укреплению их материально-технической базы, созданию необходимых условий для продуктивного взаимодействия ТОС с органами местного самоуправления и бизнес-структурами в сфере решения вопросов местного значения.

В заключении, еще раз хочу подчеркнуть, что существенные результаты в работе по повышению активности граждан, могут быть достигнуты только совместными усилиями всех заинтересованных сторон.

Уверен, что сегодняшнее обсуждение будет хорошим вкладом в этот процесс.

И последнее, всех с Днем учителя, мы здесь сидим все, практически, учителя, мы учим население – население учится "на нас".

Спасибо большое.